Многие преподаватели интересуются, а есть ли в линуксе инструменты для анимации. Есть, конечно! В и во всех бранчах от 4,0 начиная есть программа synfigstudio — программа двумерной векторной анимации. Интерфейс программы переведен на русский. Предлагаем вашему вниманию урок, разработанный Верой Вячеславовной Михайловой, заместителем директора по УВР, недавно получившей сертификат .
Создаем мультики в программе Synfig
— свободная программа, предназначенная для создания двумерной векторной анимации.
Программа позволяет создавать не только красивые мультфильмы, но и обучающие анимационные проекты. В одном уроке сложно показать все возможности программы. Попробуем создать небольшую анимацию.
Итак, начнем…
1. После запуска программы открывается несколько окон: окно панели инструментов, окно ключевых кадров, окно-навигатор, панель слоев. Сколько и каких панелей должно быть открыто устанавливается в меню Файл → Панели окна инструментов.
Рисунок 1
В центре открывается окно, которое будет для нас «сценой». Нажмите на треугольник, расположенный в верхнем левом углу этого окна. Выбираем Правка → Свойства.
Рисунок 2
Размеры изображения оставляем предложенные, переходим на вкладку «время» и устанавливаем «время конца» 6s. Применяем и закрываем окно.
2. Выбираем инструмент «кривые» на панели инструментов.
Рисунок 3
Отмечаем им две точки, щелкая левой кнопкой мыши в двух воображаемых вершинах треугольника, в третьей вершине щелкаем правой кнопкой и выбираем опцию «Разделить касательные».
Рисунок 4
Из этой заготовки создадим червячка.
4. На панели инструметов выберем нужный цвет. Для этого справа выберем меню «Палитра» на навигационной панели, а слева обратим внимание на инструменты цвета. Нижний цвет — это фон. Стрелка между указателями цветов — переключатель «фон-контур». Переключите цвет так, чтобы цвет фона стал верхним, выберите на палитре цвет червячка, снова нажмите на переключатель. Цвет фона должен оказаться снизу. Выберете инструмент «заливка» (ведро) и щелкните левой кнопкой мыши на червячке. Он стал бордовым.
Рисунок 5
Чтобы переместить этот треугольник, его надо обвести инструментом «выбор» (стрелка). Появится пунктирный прямоугольник. Теперь возьмем за любой уголок и перетянем в нужное место.
Рисунок 6
Снимем выделение, щелкнув в любом месте экрана.
Теперь выделим треугольник и щелкнем по любому из углов. Потяните за узелок и вы увидите, что как и в других графических редакторах, при рисовании кривых Безье появились узлы управления касательными. Для того, чтобы управлять каждой касательной отдельно, нужно щелкнуть по узлу правой кнопкой мыши и выбрать опцию «разделить касательные». Изменяя наклон и положение касательных и узлов, придайте червячку нужную форму.
Рисунок 7
Используя инструмент для рисования окружностей нарисуем заготовки для глаза.
Рисунок 8
Наложите черный кружок на белый. Теперь перейдем в панель слоев. Выберем один из кругов, удерживая клавишу Ctrl, выберем второй и щелкнем по четвертому значку слева внизу панели слоев «изолировать», объединив таким образом два слоя в один. В окне-сцене перенесем глаз в нужное место.
5. Теперь нужно создать первый ключевой кадр. Перейдем в режим анимации. Для этого нужно нажать зеленую галочку (в других версиях кружок) в правом нижнем углу центрального окна-сцены. При этом окно будет обведено красной рамкой. Выбираем в окне ключевых кадров вкладку «ключ» и жмем на плюс. Первый ключевой кадр добавлен.
6. Программа Synfig хороша тем, что умеет просчитывать промежуточные кадры. Поэтому нам не надо прорисовывать каждый кадр, а можно задать только ключевые. Создадим следующий ключевой кадр. Для этого в режиме анимации на временной шкале выберем время 4s. Перетащим червячка в то положение, в котором он должен находиться в этот момент времени и немного изменим его форму, используя инструмент «кривые». Перенесем в нужное место глаз.
Рисунок 9
На панели ключевых кадров щелкнем на плюс и создадим еще один ключевой кадр. Щелкая по временной шкале на различные моменты времени, можем посмотреть и при необходимости поправить положение червячка и глаза. Можно также для редактирования включить режим «кальки» – луковица вверху окна-сцены или меню вид → показать кальку. При этом рядом с «луковицей» нужно изменить нулевое значение на 1 или 2.
Рисунок 11
7. Посмотрим что получилось. Для этого нажмем зеленый треугольник вверху окна-сцены или выберем меню файл → предварительный просмотр.
8. Добавим фон. Для этого выйдем из режима анимации. Зададим нужные цвета. Выберем на панели инструментов инструмент «градиент».
Рисунок 12
Перейдем в окно-сцену и растянем градиент нужным образом.
Рисунок 13
Перейдите на панель слоев и нажав стрелку вниз, сделайте фон нижним слоем.
9. Теперь можно добавить яблоко и ключевой кадр исчезновения червячка.
Рисунок 14
10. Последний этап — преобразование мультфильма в формат avi. Для этого в центральном окне-сцене выбираем меню файл → отрисовка (render). Введите название файла, например, mult.avi и выберете библиотеку конвертации ffmpeg или libav. Теперь файл будет импортирован в видео-формат и его можно будет посмотреть в обычном медиа-плейере.
Рисунок 15
Автор: Вера Михайлова (http://572.veram.org) Владимир Черный