Ежегодно в расписании современных школьников вместо привычных школьных предметов появляются новые дисциплины. Так в 2013 году в экспериментальном режиме школьники пяти регионов, в частности Калининградской и Волгоградской областей, начнут изучать новый школьный предмет – «финансовая грамотность». Сейчас в этих субъектах выбирают отдельные учебные заведения, в которых будет проводиться эксперимент. Данный проект реализуется по инициативе Министерства финансов РФ, которое и предложило сделать «финансовую грамотность» обязательным предметом для школьников 1-11 классов. Изучать эту дисциплину будут ученики с 1-го по 11 классы. В рамках курса школьников научат, в частности, планировать семейный бюджет: сначала в игровой форме, а затем при помощи лекций. Для обучения финансовой грамотности планируется провести апробацию 30 видов учебников и курсов. «Занятия с младшими классами будут проходить в игровой форме, для старших классов предусмотрены лекции, для студентов - мультимедийные курсы, семинары и тренинги по управлению личными финансами», - поясняет Анна Зеленцова - координатор проектной группы по повышению финансовой грамотности при Минфине. В случае успешной реализации проекта «Финансовая грамотность» будет включена в общеобразовательную программу в 2018 году. Для этого Министерству финансов придется согласовать курс с Министерством образования и науки. Представители Минобрнауки РФ сообщили, что в настоящий момент изменений в общеобразовательном стандарте нет, отказавшись от дополнительных комментариев. По словам Зеленцовой, учить детей планированию семейного бюджета правильнее, нежели предлагать им считать, «сколько из какой трубы выливается и куда вливается». Эксперты склоняются к мнению, что в инициативе есть рациональное начало, но пока она не проработана до конца. В частности, непонятно, как новый предмет будет вписан в образовательный стандарт и каким предметам предстоит поделиться с ним «часами». «Уроки финансовой грамотности намного полезнее, чем ряд других предметов из действующей школьной программы. Взять хотя бы набивший оскомину многим родителям предмет под названием «Окружающий мир». Однозначно, в школьной программе много «бесполезных» часов, которые можно отдать в пользу финансовой грамотности», - заявил вице-президент банка «Стройкредит» Роман Морозов. Однако есть одна, но довольно серьезная проблема - поиск преподавателей, способных действительно обучать детей финансовой грамотности и имеющих экономическое образование, а не просто зачитывающих им отрывки из учебников. Профессиональные финансисты заниматься такой работой бесплатно или за учительскую зарплату вряд ли пойдут, а значит, придется изыскивать средства на дополнительные выплаты. Зеленцова сообщила, что в реализации курса будут участвовать «тьюторы» (их работу оплатят из федерального и регионального бюджета) и школьные учителя (им надбавку выплатит Минобрнауки). Впрочем, скорее всего, роль преподавателей отведут кому-то из уже имеющихся в школах учителей. Например, преподавателям обществознания. «А их в свою очередь самих нужно предварительно обучить, так как они не являются специалистами в финансовых вопросах. Тьютор должен быть не только хорошо подкован в вопросах экономики, но и обладать качественными педагогическими навыками - чтобы научить, заинтересовывать учащихся финансовой информацией», - отметил РоманМорозов, подчеркнув, что эти вопросы необходимо решить на федеральном уровне, иначе новые уроки превратятся в очередную профанацию. Помимо школьников, курсы финансовой грамотности рассчитаны на студентов, людей с низким и средним доходом и получателей потребительских кредитов. Минфин при участии Роспотребнадзора и Всемирного банка в 2010 году запустил проект по повышению финансовой грамотности населения России. Его стоимость составила 110 миллионов долларов, при этом 25 миллионов выделил Всемирный банк. В случае успешной реализации проекта новый предмет будет включен в общеобразовательную программу в 2018 году. Кто именно будет преподавать финансовую грамотность школьникам пока точно неизвестно. Один из озвученных вариантов: привлечение «тьюторов» - их работу оплатят из федерального и регионального бюджета и школьных учителей с выплатой им надбавки.
Учитывая, что вопрос повышения финансовой грамотности населения России поднимается на государственном уровне не в первый раз, инициатива Минфина вызывает определенный интерес. Тему обсудили и редакторы нашего сайта Андрей Гречко и Андрей Панин.
Андрей Гречко: На ваш взгляд, каковы очевидные плюсы и минусы проекта по повышению финансовой грамотности школьников и студентов?
Андрей Панин: Безусловно, в инициативе присутствует здравый смысл, идея сама по себе рациональна, хотя и не нова. Опасения, в частности, вызывает такой момент, каким образом новый предмет будет вписан в образовательный стандарт, не будет ли причинен ущерб другим предметам. Вопрос с кадрами также пока остается непроработанным до конца: кто именно будет вести часы финграмотности, хватит ли профессионализма учителям? Просто зачитывать школьникам отрывки из учебников сможет каждый. Кто будет разрабатывать образовательную программу, какая литература будет использоваться: общий университетский курс или будут написаны новые учебники «с нуля».
Андрей Гречко: Какие подобные проекты в России уже внедрялись ранее?
Андрей Панин: Действительно за последние 10 лет вопрос поднятия финграмотности населения поднимался не раз на самом высоком уровне. Если говорить об официально анонсированных программах то это: проект Минфина при участии Роспотребнадзора и Всемирного банка, запущенный в 2010 году, а также договоренность государства с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о займе для РФ 25 млн долларов для повышение уровня финансовой грамотности населения в среднесрочной перспективе. Цель проектов несомненна благая – защитить россиян от «финансовой кабалы», в первую очередь, при заключении договоров с кредитными организациями. Однако одной «теории» недостаточно, на мой взгляд, необходимо совершенствовать российское законодательство в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.
Источник: http://www.lawmix.ru/state/38 |