Домашние задания надо отменить? Напомним: с таким предложением выступили учителя одной из московских школ.
Правда, касалось оно, в основном, старшеклассников. Педагоги посчитали, что нагрузка в выпускных классах зашкаливает.
А потому, когда речь уже идет о предпрофильной подготовке, нужно нормативно закрепить право ученика на выбор той формы
самообразования, которая для него полезна и нужна.
Инициатива вызвала огромную дискуссию и среди педагогов, и среди родителей.
- Обучение без домашнего задания невозможно, -
уверяет директор столичной гимназии N1503 Стелла Цимбалюк. - Ребята
получают
знания в школе и закрепляют их дома. Причем идея
отменить домашнее задание не новая. В 1960-х годах был такой новаторский
"Липецкий метод": педагоги-энтузиасты решили
обойтись без самостоятельной работы учеников после уроков. Но результаты
оказались совсем не такие, как ожидались.
Как известно, для поступления в вуз нужны три
экзамена - русский язык, математика и еще один, по профильному предмету.
Учителя подтверждают: "натаскивание" на ЕГЭ
приносит свои плоды, написать тест на хорошую отметку - теперь лишь
дело техники. Причем даже не списывая и не
пользуясь многочисленными утечками ответов. А потому для большинства
старшеклассников
часть школьных предметов становится нужной лишь для
общего развития.
Из-за этого многие будущие технари требование, например, словесника выучить стихотворение Маяковского воспринимают как
ненужную обузу. А гуманитарии, с точностью наоборот, не жалуют задачки по физике и химии.
- Если школьник воспринимает обучение в
старших классах только как подготовку к ЕГЭ - безусловно, домашнее
задание по
непрофильным предметам будет для него лишним, -
говорит руководитель проекта "Ваш репетитор" Алексей Пламадялов.
- Однако для общего развития "непрофильное домашнее
задание" очень важно.
И вновь напрашивается вопрос: а кого должна
готовить школа? Гарантированных студентов-профильников? Или широко
образованных
личностей? По данным опроса Фонда "Общественное
мнение", четверо родителей из пяти уверены, что школа, в которую
ходит их ребенок, даст своим ученикам хорошее
образование. Но каждый вкладывает в этот термин свое понятие. Так, 72
процента
взрослых россиян считают, что для успеха в жизни
необходимо просто получить высшее образование. А значит, как минимум в
школе
хорошо сдать ЕГЭ. Получается, заниматься общим
развитием детей учителям все-таки стоит лишь до 9-го класса. А два
заключительных
года - готовить к Единому?
Но поступить в вуз, получить диплом о высшем
образовании и само высшее образование - совсем не одно и то же. Ректор
МГТУ
им. Баумана Анатолий Александров каждый год
устраивает первокурсникам лекции для "ликвидации безграмотности": у
многих первокурсников, поступивших по ЕГЭ, явные
пробелы с русским языком, и не только. Полноценно готовить инженеров,
которые
не знают биологии, химии, географии и даже истории с
литературой оказывается невозможно.
- Отмена домашних заданий приведет к
окончательному и бесповоротному развалу учебного процесса в школе, -
уверен кандидат
технических наук, доцент кафедры общей физики МФТИ,
лауреат премии фонда "Династия" Владимир Овчинкин. - Даже наши
продвинутые студенты, я подозреваю, далеко не все
ответят на вопрос, куда впадает Волга. Я проверял второкурсников, -
правильно
ответил один из пяти человек. Выборочные "знания" -
иллюзия знаний, не более, а отмена домашних заданий чревата
получением на выходе из средней школы лентяев и
бездельников, не способных к напряженному труду.
- На самом деле отменить домашние задания для
своих учеников может любая школа - для этого достаточно решения
управляющего
совета, - замечает источник в Министерстве
образования и науки России. - Никакой директивы ждать для этого не надо.
Учителя
и родители сами могут договориться между собой,
насколько стоит грузить выпускников теми или иными предметами.
Евгений Ямбург, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук:
- Учеба - это тяжелый труд. Если в начальной
школе еще можно обойтись без домашних заданий, то в старших классах
нереально.
Ведь люди готовятся к ЕГЭ, а материал необходимо
закреплять. Я за этой инициативой вижу цинизм и прагматизм, когда дети
занимаются
с репетиторами по основным предметам, которые они
будут сдавать, а по остальным дисциплинам получают липовые оценки.
Поощрять
такое нельзя. Образование должно быть всесторонним и
глубоким, и без домашнего задания здесь не обойтись.
Алексей Овчинников, учитель биологии, учитель года-2011:
- Не вижу проблемы для обсуждения. Она не
требует кардинального вмешательства на законодательном уровне. Задавать
домашнее
задание - это приоритет учителя. И объем его
зависит от того, как налажена работа с тем или иным классом. С точки
зрения методики
обучения, усвоения знаний уже доказана и проверена
целесообразность домашнего задания как повторения учебного материала.
Однако
грамотный учитель может сократить его объем. Если
большую часть материала объяснить и закрепить на уроке, то нагружать
домашним
заданием старшеклассников не придется.
Виктор Фертман, директор государственной столичной гимназии:
- Двоякое отношение: с одной стороны, старшеклассники замучены домашним заданием, а с другой - есть предметы, по которым
невозможно его отменить. Читать книги - тоже домашнее задание, не на уроке же вслух читать.
Татьяна Лазарева, актриса, телеведущая:
- Сейчас образование стало допускать наличие
каких-то репетиторов, на которых дети тратят много времени. Проще было
бы
решить проблему подготовки к ЕГЭ в школе, чтобы
необходимость в них отпала. Тогда, естественно, говорить об отмене
домашних
заданий и не придется.
Источник: http://rg.ru/2013/09/17/domzadanie.html |