Учеба - это труд, а дети сегодня не приучены к работе,
отмечают психологи. Кроме того, ребенок часто не хочет ходить в школу, потому
что не любит своего учителя
Около половины российских учеников не хотят
учиться в школе из-за неприязни к учителю, рассказал РИА Новости
президент Ассоциации детских психологов и психиатров России Александр
Кузнецов. С какими трудностями сталкиваются школьники, как вернуть ребенку
мотивацию к обучению и привить самостоятельность, рассказали РИА
Новости эксперты накануне Дня ребенка, который отмечается 20 ноября.
Мам, а выходные скоро?
Мама второклассника, учащегося подмосковной средней
школы, Мария Ремпель не ожидала, что у ее восьмилетнего сына Марка
могут возникнуть проблемы с учебой. Сама она училась в школе на
"отлично", Марк же пока не может похвастаться такими успехами.
Первую четверть второго учебного года мальчик окончил с одной тройкой
по русскому языку.
"Он так не любит школу, что каждый день
спрашивает меня, когда же будут выходные", — рассказала Ремпель РИА
Новости.
По мнению родительницы, у сына нет желания
учиться, потому что школьный учитель не смог его заинтересовать.
"Раньше мы приходили в школу учиться, а сейчас приходим показать,
чему научились дома с родителями", — сказала она.
Кроме того, по словам Ремпель, в школьных
учебниках много сложных и странных заданий, решить которые может даже
не каждый взрослый человек. "И родителям второклассника приходится
решать задачи коллективным разумом на специальных форумах в интернете
или по телефону", — отметила Ремпель. В итоге получается, что
выполнением домашней работы больше озабочены не дети, а сами
родители.
Учиться, учиться, учиться
Нежелание ребенка любого возраста ходить в школу —
это самозащита от большой нагрузки, считает учитель русского языка
и литературы, заслуженный учитель РФ Инна Голенок.
"Получается, что ребенку неудобно, некомфортно
от того, что он не делает, а когда он начинает все делать, то
ему тоже некомфортно, потому что устает", — пояснила она.
Голенок отметила, что загруженность учителей,
связанная с недостатками базового планирования, проецируется
на учеников. "Программа сделана так, что на предмет выделяется
иногда один час в неделю. А один час в неделю по всем
психологическим правилам вообще не должен быть: знания
не закрепляются, нет повторения, отсюда большая нагрузка", —
считает учитель.
Директор физико-математического лицея N 239
в Санкт-Петербурге, победитель Всероссийского конкурса "Директор
школы-2012" Максим Пратусевич согласен с тем, что программа
у современных школьников непростая. Вместе с тем, он считает лень
главной причиной нежелания учиться в школе.
"Мало времени и работать надо,
а работать нынче не очень принято. Дети не приучены
к работе. Говорят, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться,
а это не так. Учеба — это напряженный труд. Мы же учимся
для жизни, а в жизни надо напряженно трудиться, уметь это
делать", — сказал Пратусевич.
Чему учат в школе?
Детские психологи уверены, что ключевую роль в отношении
ребенка к школе играет первый учитель, который должен мотивировать ребенка
учиться. Президент Ассоциации детских психологов и психиатров Александр
Кузнецов рассказал РИА Новости, что школам в России всегда не хватало
индивидуального подхода к каждому ученику.
"Школа ориентирована на среднего ученика,
поэтому ни о какой индивидуальности речи быть не может. Доказано, что
сильные ученики спускаются до уровня средних через два-три
класса", — сказал Кузнецов.
По его словам, часто ребенок не хочет ходить
в школу именно из-за того, что не любит своего учителя. Или ребенок
ходит в школу не за знаниями, а чтобы просто пообщаться
и покрасоваться перед сверстниками. "Мы не любим предмет,
учителя по которому мы не любим. Из нашей практики, примерно 50%
детей в начальной школе, когда их спрашивают об учителе, отвечают,
что учитель им не нравится", — отметил психолог.
По словам Кузнецова, если родители хотят, чтобы
у ребенка не было проблем с обучением в школе, они должны
сохранить главное — мотивацию ребенка к обучению. "И не за
счет того, что учеба — это труд, это глупость большая, а наоборот,
объяснять, что учеба — это интересно всегда. Нужно искать способы,
как не убить естественное природное любопытство ребенка к знаниям", —
заметил он.
Правильная помощь
Психолог дал несколько практических советов родителям,
которые не могут заставить ребенка учиться в школе. Прежде всего,
родители должны выяснить, нравится ли ребенку учитель. "Если ребенку
учитель не нравится, смените учителя. Это может быть учитель в соседней
школе. Не надо привязываться к школе только потому, что она ближайшая
к дому", — рекомендует Кузнецов.
Если не удается найти хорошего учителя, можно
перевести ребенка на домашнее обучение. "По новому закону
об образовании это можно сделать очень просто: приходишь в школу,
пишешь заявление и все. Потом только нужно будет сдавать
контрольные", — пояснил психолог, отметив, что его дети, например,
уже давно постигают школьную программу в домашних условиях.
Обучение дома экономит много времени и воспитывает
у ребенка самостоятельность. "Если ребенок умеет читать, он может
самостоятельно изучить тему. Если у него есть вопрос, он может спросить
родителей или посмотреть многочисленные видеоуроки
в интернете", — сказал Кузнецов.
Еще один совет — назначить ребенку призы, чтобы
у него была мотивация в полном объеме и самостоятельно выполнить
домашнюю работу. Например, дети могут зарабатывать право двадцать минут
заниматься познавательными приложениями на планшете после восьми вечера.
Впоследствии ребенок привыкнет к определенному ходу событий,
к ритуалу и начнет делать уроки самостоятельно.
"Родители не понимают, каким образом можно
помочь ребенку делать уроки. Они не могут заставить ребенка оторваться
от компьютера и по пять часов делают за них уроки. В результате
ребенок привыкает и говорит: "Мам, уже поздно, а ты
не могла бы за меня физику сделать?!" У ребенка формируется
такое отношение, что мама все равно меня не отпустит, пока я уроки
не сделаю, а поскольку ей тоже надо идти спать, она
в конечном итоге все за меня сделает, мне только надо побольше
тупить и поменьше делать", — пояснил Кузнецов.
Психолог отметил, что примерно у 20% детей
имеется синдром дефицита внимания. "Поэтому еще один совет: детей нужно
учить отдыхать и разбивать сложные задания на мелкие. Чтобы
у ребенка не было ощущения, что он сидит за уроками
до посинения", — сказал он. Для контроля времени труда
и отдыха можно использовать таймер для готовки или песочные
часы.
В младших классах обязательно нужно приучать ребенка
к чтению. "Прививая любовь к чтению, вы застрахуетесь
от большинства проблем в образовании", — считает психолог.
Простейший способ научить ребенка любить книги — проявлять интерес
к тому, что ребенок читает вам вслух. "У нас обычно очень мало
времени, чтобы слышать ребенка. Когда ребенка слушаешь, ему очень нравится
читать взрослому, особенно если взрослый искренне интересуется", —
добавил Кузнецов.
Иногда важно купить учебники за предыдущий класс
и провести диагностику и определить тот уровень, с которым
ребенок справляется на "отлично". "И сказать ребенку: все, дома
мы начинаем учиться с этого уровня. Нужно догнать программу, чтобы человек
встал на твердую почву и чувствовал себя уверенно
в классе", — сказал психолог.
Но самое главное правило, о котором должны
помнить родители — никогда не говорить ребенку, что он глупый,
и не раздражайтесь, если он что-то не понимает. "Если вы
раздражаетесь, значит, вы ставите завышенные цели. Спуститесь ниже. И
обязательно поощряйте самостоятельность ребенка", — заключил
Кузнецов.
|