Массивы Компьютер предназначен для облегчения работы человека с большими информационными объемами как входной, так и выходной информации в любой области знания. Можно завести столько переменных, сколько данных, можно даже занести в них значения, но только представьте, какой величины будет текст такой программы, сколько времени потребуется для его составления, и сколько места для возможных ошибок. Естественно, авторы языков программирования это учли. Поэтому во всех существующих языках имеются типы переменных, отвечающие за хранение больших объёмов данных. В языке программирования они называются "массивы", само название говорит за себя. Массивом будем называть упорядоченную последовательность данных одного типа, объединенных под одним именем. Проще всего представить себе массив в виде таблицы, где каждая величина находится в собственной ячейке. Положение ячейки в таблице должно однозначно определяться индексами. Самой простой является линейная таблица, в которой для точного указания на элемент данных достаточно знания только одного числа. Переменные, которые мы использовали до сих пор, называются простыми переменными. Каждая простая переменная имеет имя, и под каждую такую переменную выделяется ячейка памяти, обращение к которой осуществляется по этому имени. Использование только простых переменных затрудняет или делает вообще невозможным решение многих важных задач. Такую возможность предоставляет использование массивов. Упорядоченность заключается в том, что элементы массива располагаются в последовательных ячейках памяти. A[1] A[2] A[3] A[4] A[5] A[6] A[7] . . . A[n] Чтобы получить доступ к нужной ячейке, нужно указать имя массива и его индекс (порядковый номер элемента в массиве ), который записывается в квадратных скобках после имени массива. Количество элементов в массиве называется его размерностью. Каждый элемент массива имеет: Например, массив А состоит из 8 элементов ( т.е. размерность массива равна 8). A[1] A[2] A[3] A[4] A[5] A[6] A[7] A[8] Рассмотрим третий элемент массива и дадим ему характеристику: • имя А • индекс 3 • значение 10 Массивы, которые мы рассмотрели, называются одномерными. Чтобы понять работу массивов рассмотрим задачки. Задача1. Написать программу, которая сначала должна обеспечить ввод 10 чисел в одномерный массив, затем вычислить их сумму и вывести ее на экран.
Program Summas; uses Crt; Var i: integer; S : real; M : array [1..10] of Real; begin Clrscr; For i:=1 to 10 do begin write ('m[',i,']='); readln(m[i]); end; s:=0; For i:=1 to 10 do s:=s+m[i]; Writeln ('сумма =',s :4:3); readln; end.
Задача 2. Заполнить массив случайными числами и вывести его на экран компьютера.
Program sluhai ; uses Crt; Var i: integer; n : array [1..30] of integer; begin randomize; For i:=1 to 30 do begin n[i]:=random(1000); writeln(n[i]); end; readln; end.
Итак, заметили, что описание массива в Паскале задается в разделе переменных var и включает в себя: 1. И м я м а с с и в а. 2. Ключевое слово A R R A Y (т.е. массив). 3. Д и а п а з о н изменения индексов, определяемый граничной парой: 1..40 1..N 5..20 где 1, 1 и 5 - наименьшее возможное значение индекса 40, N и 20 - наибольшее возможное значение индекса 4. Т и п элементов массива. Ну а в последней задачке встретили новый оператор random. Часто в задачах требуется выполнить различные действия с большим количеством чисел. В таких случаях вводить все числа становится просто неудобно и долго. Для этого в Паскале придуман генератор случайных чисел - оператор random. От программиста лишь требуется задать числовые промежутки ( например от 7 до 50 ) , все остальное программа выполнит сама. Итак как добавить к коду программы оператор random . Для начала необходимо предварительно описать оператор (то есть фактически мы сообщаем программе , что будет использован генератор случайных чисел ). Для этого необходимо ввести оператор randomize в промежутке после begin и до random (обычно оператор randomize ставят сразу после begin , так как это упрощает чтение кода ) . Затем идет присвоение оператора random к выбранной переменной.
ДЗ.Задача. Написать программу, которая вычисляет среднюю за неделю температуру воздуха. Исходные данные должны вводиться во время работы программы.
Введите температуру за неделю. 1 день= 7 2 день= 8 3 день= -1 4 день= 0 5 день= 2 6 день= -5 7 день= 3 Средняя температура: -.-- град.
Успехов!
|