Среда, 24.04.2024, 20:19
Блог учителя информатики и математики
О блогеМой профильРегистрацияВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню блога
Погода в нашем районе.

НАГРАДА

Как Вы считаете, должны ли дети ходить в школу в школьной форме?
Всего ответов: 2806
 
 Блог учителя
Главная » Статьи » Информатика » В помощь ученику

Что такое паскаль? (1 урок)

Что такое паскаль? Паскаль (англ. Pascal) - это язык программирования, считается одним из старейших среди всех своих сородичей, имеет не графическую, объектно - текстовую среду. Является базой для всех языков программирования. Паскаль полезен для начинающих. Преподаётся в школах и ВУЗах.

ДР (домашняя работа) Наберите в блокноте и в среде:

  Program HelloWorld; //Каждая программа в Pascal начинается со слов Program и    названия программы
  begin //Запуск программы
  write('Hello World!'); //Командой write программа выводит текст на экран (в данном случае Hello World)
 
end. //Команда Означает конец программы
end.

Чтобы не запутаться в своём коде после каждой строчки (кроме последней) можете оставлять комментарии. Чтобы написать комментарий нужно поставить 2 слэша (//).

 

Исполняемый оператор задает законченное действие, выполняемое над данными. Примеры операторов: вывод на экран, занесение числа в память, выход из программы.

 

Оператор описания, как и следует из его названия, описывает данные, над которыми в программе выполняются действия. Примером описания (конечно, не на Паскале, а на естественном языке) может служить предложение "В памяти следует отвести место для хранения целого числа, и это место мы будем обозначать А".

 

Описания должны предшествовать операторам, в которых используются соответствующие данные. Операторы программы исполняются последовательно, один за другим, если явным образом не задан иной порядок.

 

Пример программы, написанной на паскале:

 

 

 Program primer;

 var a, b: integer;

 begin     

  writeln ('Введите переменные '); 

  readln (a, b);

  a:= a*b;

 writeln ('Результат ', a);

 end.

 

 

Эта программа делает элементарное: умножает введённое с клавиатуры число a на другое введённое число b. Можно писать программы сложнее, но об этом в других постах блога.

 

 

Ещё одна простейшая программа на Паскале. Все, что она делает - вычисляет и выводит на экран сумму двух целых чисел, введенных с клавиатуры:

 

 

 var a, b, sum : integer;                         { 1 }

 begin                                                    { 2 }

   readln(a, b);                                       { 3 }

   sum := a + b;                                      { 4 }

   writeln('Cумма чисел ', a, ' и ', b, ' равна ', sum);  { 5 }

 end.                                                      { 6 }

         

 

В программе шесть строк, каждая из них для удобства рассмотрения помечена комментарием с номером.

 

В первой строке располагается оператор описания величин, которые будут использоваться в программе. Для каждой величины задается имя, по которому к ней будут обращаться, и ее тип. Волшебным словом var обозначается тот факт, что a, b и sum - переменные, то есть величины, которые во время работы программы могут изменять свои значения. Для всех переменных задан целый тип, он обозначается integer. Тип необходим для того, чтобы переменным в памяти было отведено соответствующее место.

 

Исполняемые операторы программы располагаются между служебными словами begin и end, которые предназначены для объединения операторов и сами операторами не являются. Операторы отделяются друг от друга точкой с запятой.

 

Ввод с клавиатуры выполняется в третьей строке с помощью стандартной процедуры с именем readln. В скобках после имени указывается, каким именно переменным будут присвоены значения. Для вывода результатов работы программы в пятой строке используется стандартная процедура writeln. В скобках через запятую перечисляется все, что мы хотим вывести на экран, при этом пояснительный текст заключается в апострофы. Например, если ввести в программу числа 2 и 3, результат будет выглядеть так:

 

Cумма чисел 2 и 3 равна 5          

 

В четвертой строке выполняется вычисление суммы и присваивание ее значения переменной sum. Справа от знака операции присваивания, обозначаемой символами :=, находится так называемое выражение. Выражение - это правило вычисления значения. Выражения являются частью операторов.

 

Чтобы выполнить программу, требуется перевести ее на язык, понятный процессору - в машинные коды. Этим занимается компилятор. Каждый оператор языка переводится в последовательность машинных команд.

 

Компилятор планирует размещение данных в оперативной памяти в соответствии с операторами описания. Попутно он ищет синтаксические ошибки, то есть ошибки записи операторов.

Алфавит и лексемы

 

Все тексты на языке пишутся с помощью его алфавита.

 

Алфавит Паскаля включает:

 

    прописные и строчные латинские буквы, знак подчеркивания _;

 

    цифры от 0 до 9;

 

    специальные символы, например, +, *, { и @;

 

    пробельные символы: пробел, табуляцию и переход на новую строку.

 

Из символов составляются лексемы, то есть минимальные единицы языка, имеющие самостоятельный смысл:

 

    константы;

 

    имена (идентификаторы);

 

    ключевые слова;

 

    знаки операций;

 

    разделители(скобки, точка, запятая, пробельные символы).

 

Лексемы языка программирования аналогичны словам естественного языка. Например, лексемами являются число 128, имя Vasia, ключевое слово goto и знак операции сложения +. Ниже мы рассмотрим лексемы подробнее.

 

Компилятор при синтаксическом разборе текста программы определяет границы одних лексем по другим лексемам, например, разделителям или знакам операций. Из лексем строятся выражения и операторы.

Константы

 

Константа - величина, не изменяющая свое значение в процессе работы программы. Ниже приведена классификация констант Паскаля. Две нижние строки таблицы представляют собой примеры соответствующих констант.

Константы:

Целые            2,   8  

Вещественные   0,34,        

Символьные  'g', #186,^r

Строковые «авыф»

Десятичные             16-ричные 0101, FFA4

            С плавающей точкой -0.26

            С порядком  1.2e4, 0.1E-5 

Имена, ключевые слова и знаки операций

 

Имена в программах служат той же цели, что и имена людей - чтобы обращаться к программным объектам и различать их, то есть идентифицировать. Поэтому имена также называют идентификаторами.

 

Как уже говорилось, данные, с которыми работает программа, надо описывать. Для этого служат операторы описания, которые связывают данные с именами. Имена дает программист, при этом следует соблюдать следующие правила:

 

    имя должно начинаться с буквы;

 

    имя должно содержать только буквы, знак подчеркивания и цифры;

 

    прописные и строчные буквы не различаются;

 

    длина имени практически не ограничена.

 

Имена даются элементам программы, к которым требуется обращаться - переменным, константам, процедурам, функциям, меткам и так далее.

 

Ключевые (зарезервированные) слова - это идентификаторы, которые имеют специальное значение для компилятора. Их можно использовать только в том смысле, в котором они определены. Например, для оператора перехода определено ключевое слово goto, а для описания переменных - var. Имена, создаваемые программистом, не должны совпадать с ключевыми словами.

 

Знак операции - это один или более символов, определяющих действие над операндами. Внутри знака операции пробелы не допускаются. Например, операция сравнения на "меньше или равно" обозначается <=, а целочисленное деление записывается как div. Операции делятся на унарные (с одним операндом) и бинарные (с двумя).

Для работы с языком программирования Pascal нам потребуется программа Pascal ABC, скачать Паскаль ABC вы можете с сайта: pascalabc.net

 

ДР Ещё к следующему уроку напишите программу, которая делает следующее: Выводит сообщение о вводе двух действительных чисел. Делит одно число на другое и выводит полученный результат.
 

 

Категория: В помощь ученику | Добавил: Harchyov (01.10.2013)
Просмотров: 6570 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 4.5/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Блог учителя Учительский портал