Что такое паскаль? Паскаль (англ. Pascal) - это язык программирования, считается одним из старейших среди всех своих сородичей, имеет не графическую, объектно - текстовую среду. Является базой для всех языков программирования. Паскаль полезен для начинающих. Преподаётся в школах и ВУЗах.
ДР (домашняя работа) Наберите в блокноте и в среде:
Program HelloWorld; //Каждая программа в Pascal начинается со слов Program и названия программы
begin //Запуск программы
write('Hello World!'); //Командой write программа выводит текст на экран (в данном случае Hello World)
end. //Команда Означает конец программы
end.
Чтобы не запутаться в своём коде после каждой строчки (кроме последней) можете оставлять комментарии. Чтобы написать комментарий нужно поставить 2 слэша (//).
Исполняемый оператор задает законченное действие, выполняемое над данными. Примеры операторов: вывод на экран, занесение числа в память, выход из программы.
Оператор описания, как и следует из его названия, описывает данные, над которыми в программе выполняются действия. Примером описания (конечно, не на Паскале, а на естественном языке) может служить предложение "В памяти следует отвести место для хранения целого числа, и это место мы будем обозначать А".
Описания должны предшествовать операторам, в которых используются соответствующие данные. Операторы программы исполняются последовательно, один за другим, если явным образом не задан иной порядок.
Пример программы, написанной на паскале:
Program primer;
var a, b: integer;
begin
writeln ('Введите переменные ');
readln (a, b);
a:= a*b;
writeln ('Результат ', a);
end.
Эта программа делает элементарное: умножает введённое с клавиатуры число a на другое введённое число b. Можно писать программы сложнее, но об этом в других постах блога.
Ещё одна простейшая программа на Паскале. Все, что она делает - вычисляет и выводит на экран сумму двух целых чисел, введенных с клавиатуры:
var a, b, sum : integer; { 1 }
begin { 2 }
readln(a, b); { 3 }
sum := a + b; { 4 }
writeln('Cумма чисел ', a, ' и ', b, ' равна ', sum); { 5 }
end. { 6 }
В программе шесть строк, каждая из них для удобства рассмотрения помечена комментарием с номером.
В первой строке располагается оператор описания величин, которые будут использоваться в программе. Для каждой величины задается имя, по которому к ней будут обращаться, и ее тип. Волшебным словом var обозначается тот факт, что a, b и sum - переменные, то есть величины, которые во время работы программы могут изменять свои значения. Для всех переменных задан целый тип, он обозначается integer. Тип необходим для того, чтобы переменным в памяти было отведено соответствующее место.
Исполняемые операторы программы располагаются между служебными словами begin и end, которые предназначены для объединения операторов и сами операторами не являются. Операторы отделяются друг от друга точкой с запятой.
Ввод с клавиатуры выполняется в третьей строке с помощью стандартной процедуры с именем readln. В скобках после имени указывается, каким именно переменным будут присвоены значения. Для вывода результатов работы программы в пятой строке используется стандартная процедура writeln. В скобках через запятую перечисляется все, что мы хотим вывести на экран, при этом пояснительный текст заключается в апострофы. Например, если ввести в программу числа 2 и 3, результат будет выглядеть так:
Cумма чисел 2 и 3 равна 5
В четвертой строке выполняется вычисление суммы и присваивание ее значения переменной sum. Справа от знака операции присваивания, обозначаемой символами :=, находится так называемое выражение. Выражение - это правило вычисления значения. Выражения являются частью операторов.
Чтобы выполнить программу, требуется перевести ее на язык, понятный процессору - в машинные коды. Этим занимается компилятор. Каждый оператор языка переводится в последовательность машинных команд.
Компилятор планирует размещение данных в оперативной памяти в соответствии с операторами описания. Попутно он ищет синтаксические ошибки, то есть ошибки записи операторов.
Алфавит и лексемы
Все тексты на языке пишутся с помощью его алфавита.
Алфавит Паскаля включает:
прописные и строчные латинские буквы, знак подчеркивания _;
цифры от 0 до 9;
специальные символы, например, +, *, { и @;
пробельные символы: пробел, табуляцию и переход на новую строку.
Из символов составляются лексемы, то есть минимальные единицы языка, имеющие самостоятельный смысл:
константы;
имена (идентификаторы);
ключевые слова;
знаки операций;
разделители(скобки, точка, запятая, пробельные символы).
Лексемы языка программирования аналогичны словам естественного языка. Например, лексемами являются число 128, имя Vasia, ключевое слово goto и знак операции сложения +. Ниже мы рассмотрим лексемы подробнее.
Компилятор при синтаксическом разборе текста программы определяет границы одних лексем по другим лексемам, например, разделителям или знакам операций. Из лексем строятся выражения и операторы.
Константы
Константа - величина, не изменяющая свое значение в процессе работы программы. Ниже приведена классификация констант Паскаля. Две нижние строки таблицы представляют собой примеры соответствующих констант.
Константы:
Целые 2, 8
Вещественные 0,34,
Символьные 'g', #186,^r
Строковые «авыф»
Десятичные 16-ричные 0101, FFA4
С плавающей точкой -0.26
С порядком 1.2e4, 0.1E-5
Имена, ключевые слова и знаки операций
Имена в программах служат той же цели, что и имена людей - чтобы обращаться к программным объектам и различать их, то есть идентифицировать. Поэтому имена также называют идентификаторами.
Как уже говорилось, данные, с которыми работает программа, надо описывать. Для этого служат операторы описания, которые связывают данные с именами. Имена дает программист, при этом следует соблюдать следующие правила:
имя должно начинаться с буквы;
имя должно содержать только буквы, знак подчеркивания и цифры;
прописные и строчные буквы не различаются;
длина имени практически не ограничена.
Имена даются элементам программы, к которым требуется обращаться - переменным, константам, процедурам, функциям, меткам и так далее.
Ключевые (зарезервированные) слова - это идентификаторы, которые имеют специальное значение для компилятора. Их можно использовать только в том смысле, в котором они определены. Например, для оператора перехода определено ключевое слово goto, а для описания переменных - var. Имена, создаваемые программистом, не должны совпадать с ключевыми словами.
Знак операции - это один или более символов, определяющих действие над операндами. Внутри знака операции пробелы не допускаются. Например, операция сравнения на "меньше или равно" обозначается <=, а целочисленное деление записывается как div. Операции делятся на унарные (с одним операндом) и бинарные (с двумя).
Для работы с языком программирования Pascal нам потребуется программа Pascal ABC, скачать Паскаль ABC вы можете с сайта:
pascalabc.net
ДР Ещё к следующему уроку напишите программу, которая делает следующее: Выводит сообщение о вводе
двух действительных чисел. Делит одно число на другое и выводит полученный результат.
|