Понедельник, 13.05.2024, 09:04
Блог учителя информатики и математики
О блогеМой профильРегистрацияВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню блога
Погода в нашем районе.

НАГРАДА

Как Вы считаете, должны ли дети ходить в школу в школьной форме?
Всего ответов: 2807
 
 Блог
Главная » 2010 » Ноябрь » 12 » BASIC-256 Глава 1
15:14
BASIC-256 Глава 1

 

Предлагаем вашему вниманию перевод книги по BASIC-256. Недавно в репозиториях появилась новая версия с новыми возможностями. Поддержку пакета в репозитории ALT Linux ведет Сергей Ирюпин. Он же переводчик книги. Перевод планируется печатать по главам. Это первая.

От переводчика
BASIC-256 – это версия классического языка BASIC, созданная для обучения детей основам программирования. Использует традиционные управляющие структуры, такие как gosub, for/next и if и т.п., что помогает детям легче понять, как происходит управление выполнением программы. Имеет встроенный редактор текста программ, пошаговый отладчик, специальные окна для текстового и графического вывода.

Начал разрабатываться в 2006 году как свободная кроссплатформенная альтернатива коммерческим реализациям BASIC. Долгое время развивался слабо. В ПСПО была включена версия 0.9.2 с весьма ограниченными возможностями. C 2008 года новый разработчик, Джеймс Рено (James М. Reneau), преподаватель и программист, стал активно развивать BASIC-256. В 2010 году к разработке и переводу подключился российский программист Сергей Ирюпин (lamp@), одновременно став майнтейнером пакета BASIC-256 в ALT Linux. В мае 2010 года среди пакетов ALT Linux стала доступна версия 0.9.5. Весной 2010 года Джеймс начал писать книгу — руководство по BASIC-256, которую фактически закончил к концу июля. Затем он начал активно добавлять новые возможности — работу с базами данных, портами ввода-вывода, сетевые функции, одновременно создавая соответствующие новые главы в книге.

Вашему вниманию представляется перевод книги Джеймса Рено, описывающий работу в BASIC-256 версии 0.9.6w. Именно такая версия доступна сейчас в пакетной базе ALT Linux. Она имеет некоторые отличия от текущей версии, 0.9.6.48 (после буквы z, автор перешел на цифровое обозначение релизов), бинарную версию которой можно загрузить только для Windows. В частности, версия 0.9.6w для ALT Linux снабжена оффлайновой справкой на русском языке (начиная с 0.9.6g автор сделал справку онлайновой — в окне открывается вики раздел сайта basicbook.org). В книге много примеров, которые у автора собраны на одной странице

Глава 1: Знакомство с BASIC-256 – cкажи «Привет»1.

В этой главе вы познакомитесь со средой BASIC-256, на примере операторов print и say. Вы увидите разницу между командами, которые вы отдаете компьютеру, а также разницу между текстовыми строками и числами, которые будут использованы программой. Мы также исследуем простую математику для того, чтобы показать, насколько умен ваш компьютер. Наконец, вы узнаете, что такое синтаксическая ошибка и как ее можно исправить.

Окно BASIC-256
Окно BASIC-256 разделено на 5 секций: строка меню, панель инструментов, область текста программы, окно ввода-вывода текста, окно вывода графики (см. рис. 1).

Рис 1
Рисунок 1. Экран BASIC-256
Верхнее меню
Верхнее меню содержит несколько различных раскрывающихся меню. Она включает в себя: «Файл», «Правка», «Просмотр», «Старт», «Справка». Меню «Файл» позволит вам сохранять и загружать сохраненные ранее программы, печатать и выходить из BASIC-256. Меню «Правка» позволяет вырезать, копировать, вставлять текст и изображения из программы, текстового и графического окна. Меню «Просмотр» позволит просмотреть или скрыть различные окна BASIC-256. Меню «Старт» позволит выполнять и отлаживать вашу программу. Меню «Справка» покажет окно с информацией о BASIC-256, также какую версию вы сейчас используете.
Панель инструментов
Большинство пунктов меню, которые вы будете использовать, доступны на панели инструментов.

 Новый – начать новую программу.
 Открыть – загрузить сохраненную программу.
 Сохранить – сохраняет программу на диск или USB устройство.
 Старт – выполняет текущую программу.
 Отладка – начинает построчное выполнение программы.
 Шаг – при отладке – перейти на новую строку.
 Стоп – прекращает выполнение текущую программу.
 Отмена – отменяет последнее изменение в программе.
 Повтор – возвращает последнее отмененное изменение.
 Вырезать – переносит выделенный текст в буфер обмена.
 Копировать – помещает копию выделенного текста в буфер обмена.
 Вставить – вставляет текст из буфера обмена в необходимое место.

Окно текста программы
Текст программы состоит из инструкций, которые указывают компьютеру, что и как нужно делать. Вы будете набирать текст программ, изменять и исправлять их код именно в этом окне, а также загружать сюда сохраненные ранее программы.

Окно ввода-вывода текста
Эта окно будет отображать вывод текста из ваших программ. Это могут быть и слова и числа. Если программа захочет задать вам вопрос, то вопрос (а также и то, что вы напечатаете в ответ) тоже появится здесь.
Окно вывода графики
BASIC-256 – это язык, умеющий управлять графикой (в дальнейшем вы это увидите). Картинки, формы и образы, созданные вами, будут отображаться в этом окне.
Ваша первая программа – оператор say
Давайте создадим компьютерную программу и посмотрим, поприветствует ли нас BASIC-256. В окне текста программы напечатайте следующую команду в одну строку:

say "Hello! Привет!"
 

Программа 1: Скажи привет

После того, как вы наберете эту команду, щелкните мышью по кнопке «Старт»  на панели инструментов. BASIC-256 поздоровался с вами через динамики компьютера?2


Новое понятие
say выражение
Оператор say используется для того, чтобы BASIC-256 прочитал выражение  вслух, в компьютерные динамики.

Новое понятие
«Hello! Привет!»
BASIC-256 рассматривает буквы, цифры и знаки препинания, которые  находятся внутри двойных кавычек, как единый блок. Этот блок называется  строкой.

Новое понятие
 «Старт»  на панели инструментов или «Старт» в меню

Вы должны сказать BASIC-256, когда вы хотите приступить к выполнению  программы. Автоматически он не узнает, что вы закончили вводить код  программы. Запустить программу на выполнение можно либо нажав на кнопку  «Старт»  на панели инструментов, либо выбрав пункт «Старт» в выпадающем меню.

Для того, чтобы полностью удалить программу, в которой вы работаете и начать новую, мы используем кнопку «Новый» на панели инструментов. Нажатие этой кнопки вызовет появление следующего диалогового окна:
Рис. 2
Рисунок 2. BASIC-256 – окно начала новой программы

Если вы действительно хотите удалить программу, нажмите кнопку «Yes». Если вы случайно нажали «Новый» и не хотите начинать другую программу, нажмите кнопку «No».


Новое понятие
 «Новый»  на панели инструментов или «Файл» → «Новый» в меню
Команда «Новый» сообщает BASIC-256 о том, что вы хотите удалить текущую  программу и начать новую. Если вы не сохранили программу (Глава 2), то  все изменения, сделанные в программе, не будут сохранены.

Эксперимент
Попробуйте несколько разных программ, используя оператор say.  Поприветствуйте своего лучшего друга, попросите компьютер назвать ваш  любимый цвет, в общем — развлекитесь.

Оператор say также может называть числа. Попробуйте следующую программу:

say 123456789

Программа 2: Назови число

После того, как вы наберете эту команду, щелкните мышью по кнопке  «Старт» на панели инструментов. Сказал ли BASIC-256 то, что вы хотели?3


Новое понятие
числа
BASIC-256 позволяет вводить числа в десятичной форме. Не используйте  запятые при вводе больших чисел. Если вам нужно число меньше нуля,  поставьте перед ним знак минус.
Например: 1.56, 23456, -6.45 и 5.

BASIC-256 действительно хорошо работает с числами – простая арифметика

Мозг компьютера (который называется Центральным Процессором или кратко – ЦП) работает только с числами. Все, что он делает, начиная с графики, звука и заканчивая все остальным, делается при помощи умелого обращения с числами.

Четыре основные действия: сложение, вычитание, умножение и деление приводятся в исполнение, используя операторы, показанные в Табл. 1.

Оператор Операция
+ Сложение
выражение1+выражение2
- Вычитание
выражение1-выражение2
* Умножение
выражение1*выражение2
/ Деление
выражение1/выражение2

Таблица 1. Основные математические операции

Попробуйте эту программу и послушайте разговаривающий супер-калькулятор.

say 12 * (2 + 10)

Программа 3: Скажи ответ

Компьютер должен сказать вам: «144»

say 5 / 2

Программа 4: Скажи другой ответ

Сказал ли компьютер «2.5»?


Новое понятие
+ - * / ( )
Четыре основных математических оператора: сложение (+), вычитание (-),  деление (/) и умножение (*) работают с числами для выполнения  вычислений. Числа должны быть по обе стороны этих операторов. Вы также  можете использовать круглые скобки» (» и «)» для группировки операций.

Эксперимент
Попробуйте написать несколько коротких программ, используя оператор say,  а также четыре основные математические операции. Обязательно используйте  все четыре операции.

Другое использование + (конкатенация)
Оператор + также соединяет строки. Эта операция называется конкатенация. Конкатенация добавляет строку к строке, как вагоны в составе поезда, чтобы сделать её длиннее.

Давайте попробуем:

say "Привет " + "Сергей."

Программа 5: Скажи «Привет, Сергей»

Компьютер должен поприветствовать Сергея.

Попробуем другую программу.

say 2 + " жды два - четыре"

Программа 6: Сказать «Дважды два – четыре»

Оператор + в последнем примере был использован для объединения, потому что второй операнд является строкой и компьютер не знает
как выполнить математическое действие со строкой (поэтому — «конкатенация»).


Новое понятие
+ (конкатенация)
Другое применение знака плюс (+), — сказать компьютеру выполнить  конкатенацию (объединение) строк. Если одно или оба операнда — строки,  будет выполнена конкатенация; если оба операнда — числа, произойдет их  сложение.

Эксперимент
Попробуйте несколько разных программ, используя команду say и  оператор + (конкатенации). Соединяйте строки и числа вместе с другими  строками и числами.

Окно ввода-вывода текста — оператор print
Программы, использующие say, могут быть очень полезными и развлекающими, но часто бывает необходимо написать информацию (слова и числа) на экране так, чтобы их можно было прочесть. Эту задачу выполняет оператор print. В окне для ввода текста программы наберите программу из двух строк:

print "привет"
print "всем"

Программа 7: напечатать «привет», «всем»

После того, как вы наберете текст этой программы, щелкните мышкой по кнопке «Старт» на панели инструментов. В окне для ввода-вывода текста появятся слова: «привет» на первой строке и «всем» — на второй.


Новое понятие
print выражение
print выражение;
Оператор print используется, чтобы отображать текст и числа в окне  ввода-вывода текста BASIC-256. Напечатав что-либо, print переходит на  новую строку, но можно напечатать несколько знаков в одной и той же  строке, используя ; (точку с запятой) в конце выражения.

Оператор print по умолчанию действует так, что последующий текст оказывается на новой строке. Если вы используете ; (точку с запятой) в конце выводимого выражения, то последующие выводимые знаки останутся на этой же строке.

cls
print "Привет ";
print "вам, ";
print "мои друзья."


Программа 8: Несколько print выводят в одну строку


Новое понятие
cls
Оператор cls стирает всю информацию в окне ввода-вывода текста.4

Эксперимент

Попробуйте разные программы, используя оператор print. Используйте  слова, числа, математику и конкатенацию.

 

                                                                              : Владимир Черный

Категория: В помощь учителям | Просмотров: 3994 | Добавил: Stefan | Рейтинг: 3.8/9
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Блог учителя Учительский портал