Учебный проект как форма организации практических работ и практикумов по информатике и ИКТ
Учебный проект как форма организации практических работ и практикумов по информатике и ИКТ
Современные модели образования разрабатываются на основе активных, интерактивных форм обучения и воспитания, содействующих успешной социализации, а также профессиональному самоопределению учащихся. Содержание деятельности меняется в зависимости от имеющихся потребностей, интересов субъекта образования, строится на основе принципа: от «знаю и умею» — к «знаю, умею и умею применять на практике». Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем — составляют основу проектного метода обучения. В философии и социологии проектом называют реалистический замысел о желаемом будущем. От капризного хотения, пустого мечтания, несбыточных грез и беспочвенных фантазий проектный замысел отличается тем, что содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости. Иначе говоря, проектный замысел указывает на то, что и как нужно сделать для его воплощения в жизнь, т.е. получить, изготовить, создать, построить или сконструировать то, что необходимо и чего пока нет, но возможно получить. Учебные проекты применяются мною как форма работы по обобщению и систематизации ЗУН по информатике и для демонстрации их применения на практике при решении проблемы из какой – либо предметной области. Создание информационных учебных проектов предполагает сбор, обработку и анализ информации по той или иной учебной проблеме, ознакомление участников проектной деятельности с этой информацией и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Подобная учебно-проектная деятельность направлена на развитие у учащихся умений и навыков поиска информации, ее обобщения, представления полученных данных в виде рефератов, статей, докладов, презентаций, интерактивных плакатов. Например, при изучении темы «Моделирование» в 9 классе обучающимся предлагаю задание: выбрать любой объект и представить для него различные модели, оформив с помощью MS PowerPoint. Созданием интерактивного плаката заканчиваю изучение тем «Устройство компьютера», «Алгоритмы. Основные алгоритмический структуры», «Компьютерные вирусы» и т.п. Творческий учебный проект также имеет свои специфические черты. Процесс его создания обусловливает развитие у учащихся креативных способностей, умений применения полученных знаний на практике. Деятельность участников развивается, подчиняясь их интересам и жанру конечного результата. В данном случае мы с обучающимися договариваемся о планируемых результатах и форме их представления. Работа над творческим учебным проектом завершается, например, подготовкой сценария своего видеоролика, созданием сайта, оформлением альбома-презентации и т. п. Например, при изучении темы «Хранение и обработка информации в базах данных» предлагаю учащимся освоить инструмент разработки и анализа родословных «Живая родословная» (http://school-collection.edu.ru/) и построить родословную своей семьи. В качестве итоговой работы при изучении темы «Запись и обработка видеофильма» учащиеся создают видеоролики о здоровом образе жизни («Стоп, наркотики!», «Движение», «Подростковый алкоголизм», «Здоровый образ жизни», «Спорт - жизнь», «Наркотики – зло!»). Изучение темы «Компьютерные презентации» разбиваю на несколько уроков-практикумов создание проекта по теме «Записки будущего путешественника». Презентация может быть подготовлена в разных жанрах: хронико-документальном, историческом, лирическом, юмористическом, детективном и т.д. 1 урок. Тема «Приемы создания и оформления презентации. Критерии оценки». Составление плана презентации. • 1 слайд – титульный «Мое будущее путешествие или Куда хочу поехать». • 2 слайд «Маршрут путешествия» • 3 слайд «Некоторые факты о странах» • 4 слайд «Численность населения стран» • 5-10 слайд «Краткая характеристика стран» • 11 слайд «Гимны стран» (или музыка, ассоциирующаяся с данными странами). • 12 слайд «Данные об авторе проекта» 2 урок. Тема «Вставка диаграммы, таблицы на слайд». • 3 слайд «Некоторые факты о странах» (таблица содержит следующие поля страна, столица, численность населения, площадь, язык, денежная единица) • 4 слайд «Численность населения стран» (диаграмма) 3 урок. Тема «Работа с панелью инструментов Рисования» • 2 слайд «Маршрут путешествия» (схема) 4 урок. Тема «Вставка графики. Применение эффектов анимации» (вставка фотографий, картинок, текста и применение эффектов анимации на объекты). • 5-10 слайд «Краткая характеристика стран». 5 урок. Тема «Переходы между слайдами. Вставка гиперссылок». 6 урок. Тема «Вставка звука». • 11 слайд ««Гимны стран»». 7 урок. «Защита проектов». Практико-ориентированный учебный проект является моделью социально значимого продукта, которым можно было бы воспользоваться как самим участникам проектной деятельности, так и окружающим людям: вспомогательный учебный материал (интерактивный плакат, справочник, наглядное пособие, материал проведения классных часов). «Создайте листовку (плакат), иллюстрирующую высказывания известных ученых о здоровом образе жизни», такое задание предлагаю учащимся после изучения темы «Графические объекты в текстовом документе». Продукты деятельности учащихся используются на классных часах либо для докладов и выступлений по данной теме. Таким образом, именно современные образовательные технологии с использованием мультимедиа позволяют освободить учителя от многих рутинных операций, расширяют возможности творческих замыслов и позволяют готовить выпускников, способных легко адаптироваться в информационном пространстве. И не стоит забывать слова Джеймса Алана Гарднера «Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги. Если мы делаем это эффективно и необычно – значит, нас по праву можно назвать творческими людьми».